Корсунская дружина

Корсунская Пустынь Вконтакте

Корсунская воскресная школа

Именной кирпич

 Запись на поездку:

22.10.17 Добавлены новости >>>
22.10.17 Обновлено расписание паломнических поездок >>>
Обретение мощей святителя Луки Крымского

 — Скажите мне вы, поп и профессор, как это вы ночью молитесь, а днем оперируете и режете людей?

 — Я режу людей для их спасения. А  во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?

 — Следующий вопрос. Как это вы верите в Бога, поп и профессор? Разве вы его видели, своего Бога?

 — Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Так в 1923 году проходил первый допрос в ЧК священника и врача Валентина Войно-Ясенецкого.

Жизненный путь ученого и врача даже для смутных большевистских времен был уникален. Профессор медицины, автор канонических работ по хирургии, священник, монах.  Валентин Войно-Ясенецкий крестил своих пациентов перед операциями, пережил репрессии и получил Сталинскую премию, будучи в сане.

В историю монах вошел под именем святителя Луки Крымского — Церковь канонизировала его в 2000 году. Святого назвали Крымским по месту его архиерейского служения. 11 июня православная Церковь чтит его память, а 18 марта празднует обретение его мощей. Удивительным образом эта дата совпала с днем обретения Россией Крыма.

Труд

Отец — верующий католик из белорусов, мать — умеренных православных взглядов. Ничто не предвещало того, что их сын золотыми буквами впишет свое имя в историю православной церкви.

В юношестве Валентин Войно-Ясенецкий выбирал, кем стать — живописцем или врачом. Тяга помогать людям победила. Еще юношей проникся идеями Льва Толстого настолько, что хотел ехать жить к крестьянам. Писал классику в Ясную Поляну, просил выделить ему кров и дать косу для работы в поле.

Отрешился от Толстого будущий святой стремительно. В 1884 году Лев Николаевич публикует свой труд «В чем моя вера?», сразу ставший скандальным, где критикует церковь, стяжательство священников, обрядовость. Спустя семь лет взгляды Толстого приведут к его отлучению от церкви. Прочитав религиозно-философский трактат Л.Н. Толстого, который к тому времени запретили в России, будущий священник Валентин Войно-Ясенецкий понимает: «Не то, не мое». В 1898 году Валентин стал студентом медицинского факультета в Киевском университете.

Начинающий медик Войно-Ясенецкий искал трудной практики. С Красным Крестом поехал на Русско-Японскую войну. Взял на себя руководство госпиталем в Чите. Потом отправился в Симбирск — к людям, в глубинку, туда, где врача порой не видели месяцами. «Я изучал медицину с исключительной целью, — вспоминал он позже. — Быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным». По легенде, в одном из сел крестьяне, узнав, что их врач подал документы в столичную экстернатуру, подняли вооруженный мятеж.

Дух

Религиозность Валентина раскрывалась постепенно. Будущий монах написал труды по анестезиологии и гнойной хирургии, которые вошли в копилку мировых медицинских знаний. Но одновременно спрашивал пациентов об их вере. Полагал, что часть болезней — от безбожия и в наказание за грехи.

Октябрьский переворот 1917 года Валентин Войно-Ясенецкий встретил в Ташкенте. Переехал туда всей семьей, с четырьмя детьми. Причина переезда — прогрессирующий туберкулез супруги: полагали, что сухой климат Ташкента будет ей полезен.

Уже в начале 1919 года случился первый арест. В городе прошли антибольшевистские волнения. Одного из восставших, казака, раненого в уличном бою, Войно-Ясенецкий тайно лечил у себя дома.  

Вступились партийные бонзы: главного городского хирурга большевики хорошо знали, поскольку сами лечились у него, и выпустили из тюрьмы в тот же вечер. Однако арест окончательно подорвал здоровье жены. После кончины супруги Валентин сам две ночи читал «Псалтирь» над ее гробом.

Позже Валентин Войно-Ясенецкий писал, что смерть супруги стала поворотным моментом в его жизни, стал часто посещать храм, участвовал в приходской жизни. В конце 1920 года епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий предложил ему стать священником. Хирург согласился, для служб в городском Соборе ему определили воскресные дни — чтобы не отвлекать от работы в больнице.

Через два года Войно-Ясенецкий принял монашеский постриг под именем Луки. Еще через год возглавил Туркестанскую епархию. Приходил в больницу в архиерейском облачении и перед операцией крестил пациентов. Стерпеть такого новая власть не могла.

Ссылка

— Вот вы скажите, друг вы нам или враг? — допытывались чекисты на допросах.

— И друг, и враг. Не будь я христианином, мог бы стать коммунистом. Но вы возглавили гонение на христианство и потому, конечно, я не друг ваш.

 — Оставьте свое священство.

 — Не оставлю.

В первую ссылку святитель Лука попал в конце 1923 года. Обвинили в антиреволюционной пропаганде, пособничестве буржуазии, возбуждении масс к сопротивлению Советской власти — стандартный набор обвинений, благодаря которым избавлялись от неугодных. Отправили в Красноярск, затем в Туруханск и далее на север, за Полярный круг. В деревнях, мимо которых ехал ссыльный, его встречали порой толпы людей, просили медицинской помощи и благословения.

Вторая ссылка случилась в 1929 году. Обвинение было абсурднее предыдущих: накануне в Ташкенте покончил с собой профессор-физиолог Михайловский. Последние дни жизни он занимался тем, что пытался воскресить своего умершего сына — «создать из неживой плоти живую». Профессора Войно-Ясенецкого обвинили в убийстве Михайловского с целью «не допустить открытия, подрывающего основы религий». Так гласила официальная формулировка следствия.

В 1934 году его освободили, а спустя три года завели новое дело — «создание контрреволюционной монашеской организации». Вновь ссылка на Север: здесь профессор Войно-Ясенецкий закончил монументальный труд «Очерки гнойной хирургии».

Войну святитель Лука встретил в Красноярске, откуда написал письмо самому Калинину. Отрывки этого письма приводят исследователи: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука»

Святость

Освободили Войно-Ясенецкого в 1943-м. В войну Лука заведовал сетью столичных госпиталей, а позже — уехал из столицы, приняв управление Крымской епархией.

В 1944 году случилось невероятное — действующему священнослужителю, епископу Луке, дали Сталинскую премию, государство большевиков все-таки признало его заслуги в медицине.

Святитель Лука скончался в 1961 году, в Симферополе, дожив до 84 лет. В 1996 году его останки перенесли с городского кладбища в Свято-Троицкий кафедральный собор. Этот день считают обретением мощей подвижника. Лука Крымский прославлен в лике святых в 2000 году. Автобиография, над которой он трудился последние годы, начинается словами: «Я полюбил страдание…».

 

Календарь


Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. (Притчи 19:8)


Сотворите святую милость