Корсунская дружина

Корсунская Пустынь Вконтакте

Корсунская воскресная школа

Именной кирпич

 Запись на поездку:

05.04.18 Добавлены новости >>>
13.03.18 Обновлено расписание паломнических поездок >>>

История обретення Чудотворного Креста

Во времена святителя Иоасафа (1748-1754 гг.) в Кошарах проживал богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме находился Крест, присланный родным братом — послушником Афонского монастыря.

Но развращенный помещик не питал к святыне ни малейшего Чудотворный Кошарский Крестблагоговения. И однажды после неудачной охоты, во время которой звери растерзали его любимую собаку, он остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото.

"Мне говорили, что он святой и чудотворный, а мне он не приносит никакой пользы", — пояснил помещик опешившим дворовым людям свое вероломное решение.

Кощунственное приказание было исполнено, и святой Крест оказался в заболоченном месте неподалеку от дома Выродова.

Прошло много лет. Хозяин имения умер. Как говорили в народе — лютой смертью грешника. Крест затянуло болото.

А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек услышал во сне голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник.

Позже (очевидно, местность стала более сухой) был выкопан колодец.

Весть об обретенном Кресте быстро разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.

В первое время Крест стоял на устроенных для него подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, построенную тогдашним землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где находился около тридцати лет.

В настоящий момент находится в Крестовоздвиженском храме г.Белгорода.

Паломничество к святыне

Брошюра о Кошарском Кресте, написанная отцом Порфирием, вышла в свет в 1903 году. Но еще раньше священником был опубликован очерк в одном из популярных русских журналов.

О Чудотворном Кошарском Кресте и целительном роднике узнали в разных уголках России. И Крестовоздвиженский храм стал встречать гостей, преодолевших сотни километров. Особенно много паломников приезжало летом. Некоторые у кошарских святынь проводили по месяцу и дольше.

Стараниями отца Порфирия был построен странноприимный дом.

У Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны. А при большом стечении паломников из храма выносился Крест и устанавливался на специальных подмостках у колодца.

По воспоминаниям местных жителей, чья жизнь была тесно связана с храмом, в летние месяцы у учеников церковноприходской школы была своего рода "учебная практика". Они, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За эту работу юные "писари", по благословению священника, получали вознаграждение — одну копейку от каждого, кто заказывал молебен. И нередко паломников было так много, что крестьянские ребятишки чувствовали себя "опорой и надеждой семейства", неся родителям целый рубль.

"По вере вашей да будет Вам"

Отец Порфирий Амфитеатров рассказывает о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого Креста и целительного родника. И это, конечно, малая часть той радости, которую познали сотни людей, посетивших Крестовоздвиженский храм.

Старожилы Кошар до сих пор помнят трогательные истории, происходившие на их глазах. Одну из них, поведанную Марией Сергеевной Зубаревой (к сожалению, ныне уже покойной), нам хочется рассказать в этом издании.

Происходило это незадолго до октябрьских событий 1917 года. Но в удаленном от политических страстей селе жизнь шла своим чередом. Хористы (в их числе и ученица церковноприходской школы Машенька Зубарева) собрались в храме на очередную спевку. Но батюшка сообщил, что занятие в этот раз отменяется: приехала женщина с больным сыном и просит отслужить молебен Чудотворному Кресту. Во время молитвы сильно утомленный дорогой больной юноша стал заметно бодрее, и мать, окрыленная надеждой, приняла решение остаться в Кошарах на более длительный срок.

Почти все лето провели паломники из Пензы у кошарских святынь. И деревенские ребятишки с интересом наблюдали за тем, как вначале парализованного юношу на коляске возила мать, как он делал первые самостоятельные шаги, держась за спинку своей неразлучной "спутницы", и как он, наконец, оттолкнул коляску и, сияя улыбкой, пошел навстречу сельским девчушкам, от удивления роняющим на землю цветы. За лето детвора подружилась с добрыми и общительными паломниками, и часто по утрам девчонки бежали на луг, чтобы собрать для них ягоды и нарвать цветы. В награду за это они получали от матери выздоравливающего юноши орехи и сладости.

Провожая паломников на железнодорожную станцию, церковный староста распорядился запрячь лошадь — ведь молодой человек еще не совсем окреп. Но юноша решительно отказался: "Нет, я пойду сам!.."

Как и подобает настоящему мужчине, взял чемодан, подал руку маме и, одарив всех прощальной улыбкой, уверенно направился к станции...

А через несколько недель из Пензы пришло переполненное счастьем и благодарностью письмо, которое батюшка прочел перед всеми прихожанами храма... И такие письма в храме читались нередко.

"Мы очень любили своего учителя"

При беседе со старожилами Кошар невозможно не отметить их необыкновенно теплого отношения к священникам, служившим в Крестовоздвиженском храме. Как охотно и с какой любовью вспоминают они о своих духовных наставниках! Нам хотелось установить имена всех священников, которые когда-либо служили в этом храме. Но сделать это пока не удалось.

Мы расскажем только об одном пастыре, имя которого произносится белгородцами с особым уважением.

О священнике Порфирий Ивановиче Амфитеатрове написано много добрых и теплых слов. Он известен как публицист, педагог, заведующий церковноприходской школой, считавшейся одной из лучших в Курской епархии. Его стараниями был построен странноприимный дом для приезжающих в Кошары паломников. Он стяжал славу доброго пастыря, молитвенника, наставника и печальника о страждущих. Паломники стремились посетить Кошары не только ради поклонения святыне, но и для назидательной беседы с о.Порфирием, известность которого распространилась за пределы уезда.

Отец Порфирий был настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1898 по 1915 годы. Свое пастырское служение совмещал с преподаванием в Белгородском Духовном училище и церковноприходской школе. В 1915 году он был назначен настоятелем Успенско-Николаевского собора г. Белгорода.

Большевики отнесли его к числу самых опасных для строя пастырей и приняли все меры, чтобы быстрее расправиться с ним. О.Порфирий был арестован почти одновременно с епископом Никодимом. Вскоре после ареста был расстрелян. Но тело его не было найдено ни в одной из обнаруженных могил жертв большевистского террора.

Очевидно, большевики приняли меры к сокрытию его останков. Слишком велики были любовь паствы и почитание ею о. Порфирия.

Многие духовные чада оставили об отце Порфирии свои воспоминания.

Мы хотим привести одно из них - уже упомянутой нами Марии Сергеевны Зубаревой, ученицы священника-педагога.

Сельские детишки, обучающиеся в церковно-приходской школе, очень любили отца Порфирия, хотя и немного побаивались: был он добрым, любвеобильным, но и строгим, требовательным. И не только по отношению к детям. Для их мам и пап он тоже был воспитателем.

Мария Сергеевна вспоминает, что настоятеля очень беспокоило семейное благополучие прихожан. И если он узнавал, что кто-то обижает своих домочадцев, то без глубокого покаяния не допускал до Причастия Христовых Тайн. Жизнь православной семьи была частой темой его проповедей. А в качестве положительных или отрицательных примеров приводились в ней эпизоды из жизни прихожан. И всегда в словах батюшки звучали надежда и доверие к человеку: "Он был плохим семьянином, но он искренне покаялся, и я верю, что в этой семье все образуется."

Практически всех сельчан батюшка знал в лицо, и засидевшаяся под луной влюбленная пара, завидев идущего священника, старалась тут же разбежаться по домам, иначе не избежать короткого и ясного приказа: "Так, деточки мои, время уже позднее, и на прощание вам дается одна минута."

Отец Порфирии был действительно заботливым отцом для всей деревни.

Кощунство было наказано

Волна борьбы с "религиозным дурманом" не могла обойти храм, в котором находилась столь почитаемая святыня. В 1922 году из Крестовоздвиженского храма, по сохранившимся архивным данным, было изъято "22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников". А в 1927 году большевики решились посягнуть на главную святыню храма.

"Приехали партийцы. Собрали всех перед нашим храмом и начали объяснять про дурман, про опиум, про несуществующего Бога", — вспоминает семидесятипятилетняя Виктория Стефановна Литвинова, внучка священника.

После пылких выступлений подготовленных ораторов люди в кожанках объявили цель своего приезда: забрать из храма Крест и увезти его с собой. Местным жителям было предложено самим вынести святыню из церкви. Но никто из них не рискнул. Тогда член губкома Кравцов ухарски пообещал: "Мне ничего не стоит и самому крест-то сорвать".

Люди в ужасе упали на колени. Женщины плакали и молились. Старики с надеждою смотрели на небо. Ясное и безоблачное было оно.

А дерзкий Кравцов уже вышел с Крестом на плече из церкви и с усмешкой бросил его в приготовленную подводу. Сам уселся сверху Креста и самодовольно возвестил: "Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал". Сильно стегнул лошадь вожжами и уехал. Только недалеко уехал... На перекрестке улиц Гостенской и Полянской (сейчас это улица Фрунзе) его убило молнией.

Сразу насмерть. И тучка была небольшая. И сильной грозы не было...

После неожиданной смерти партийца Кравцова атеисты, очевидно, почувствовали, что на Крест этот посягать больше не стоит. И подойти к делу решили по-другому: вернуть Крест на прежнее место, а сам храм — закрыть. Что и было исполнено в начале тридцатых.

На церковные двери представители богоборческой власти повесили большой амбарный замок. Ктитором в храме в то время была Мария Ивановна Киреева. Она, чтоб ничего не разграбили, рядом вывесила свой замок. А затем отправилась в Москву! Добилась приема у самого Калинина. И домой вернулась с резолюцией "Храм — открыть!"

Местным властям ничего не оставалось делать, как подчиниться.

Через несколько лет были предприняты новые попытки закрыть храм.

Но вновь люди встали на его защиту. И с начала сороковых годов безуспешные попытки борьбы с Крестовоздвиженским храмом власти оставили. В годы Великой Отечественной войны богослужение в храме не прекращалось. Прихожане неустанными молитвами и собираемыми пожертвованиями стремились помочь фронту.

Оживший родник

В тяжелые годы Великой Отечественной войны государственная политика в отношении к Церкви была смягчена. Но когда смертельная опасность миновала, о Боге опять постарались забыть. Забывались и вековые православные традиции. К святому источнику у Крестовоздвиженского храма уже не тянулась, как прежде, нескончаемая вереница людей. Он как-то незаметно превратился в обычный колодец. А затем за ненадобностью оказался под слоем земли и забвения.

С назначением настоятелем Крестовоздвиженского храма священника Иоанна (Борчук) приходская жизнь заметно ожила: начались Настоятель Крестовоздвиженского храма священник Иоанн (Борчук)капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство его территории. Но сокровенной мечтой настоятеля было возродить "умерший" родник и вернуть белгородцам целительную воду.

Работы по восстановлению кошарского источника были закончены в 1998 году — незадолго до престольного праздника этого храма — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который Православной Церковью отмечается 27 сентября. А в праздничный день целительный родник был освящен Архиепископом Белгородским и Старооскольским Высокопреосвященным Иоанном. И вновь потянулась к нему вереница людей...

Возрожденная традиция

В дореволюционное время в престольный праздник Чудотворный Крест выносился из храма и после совершения Крестного хода устанавливался на специальных подмо¬стках для поклонения многочисленных паломников из разных городов и вестей. В 1999 г. эта традиция была возобновлена. Для Креста был изготовлен специальный киот и по окончании Божественной Литургии, которую традиционно в престольный праздник совершает Архиепископ Иоанн, почитаемая святыня Крестным ходом была обнесена вокруг храма. И теперь Крестный ход со святыней будет совершаться ежегодно.

16 сентября 2000 г. в Белгороде проходили торжества, посвященные дню прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, 2000-летию Рождества Христова и 5-летию возрождения Белгородской и Старооскольской епархии. В Белгород были привезены святыни из всех районов области. Чудотворный Крест из Крестовоздвиженского Храма перенесли Крестным ходом на центральную площадь города, где совершалась в этот день Божественная Литургия. Чудотворный Крест был установлен у раки с мощами святителя Иоасафа - на Горнем месте алтаря. Во время Крестного хода на улицы выходили престарелые люди, которым трудно добраться до храма, и благоговейно, со слезами на глазах, прикладывались к Великой Святыне Белогорья.

 

Календарь


Старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всею душею вашею. (Нав 22:5)


Сотворите святую милость